image (5kb)   Николай М.Амосов. Мировоззрение.(5kb)
6.12.2012. Волонтёрский проект "Милосердный обоз-2"

Письмо В.Авдюхова Н.М.Амосову
Ответ Н.М.Амосова В.Авдюхову
Комментарий Н.М.Амосова к письму В.Авдюхова

Основные идеи
Предисловие
Мир материален и структурирован
Откуда взялась сложность мира?
Разум
Человек
Общество
Созревание цивилизации
Глобализация
Однополюсный мир
Глобальные проблемы
Будущее
Об Украине
Сугубо личное

  Сокращения
  Книги
  E-mail
  Ваше мнение
 

1. Основные идеи

Мир материален и познаваем. "Чудеса" возможны, но практического значения не имеют. Эволюция мира объясняется самоорганизацией стуктур. Ее первый этап - неорганическая природа. Второй - биологические системы - от клетки до стаи, с Целевыми Функциями (ЦФ): обмен веществ, рост, размножение, защита индивидуальности, борьба и кооперация, интеграция в сообщества. ЦФ выражаются в потребностях и мотивах и реализуются через разум. Разум - это аппарат управления использующий модели и сигналы. Высшим его проявлением является творчество - создание новых моделей. Человек - стадное животное с ЦФ и творческим разумом. Он превратил стаю в общество, породил научно-технический прогресс (НТП), новые ЦФ - идеологии, - и дал начало третьему этапу эволюции, - социальному. Она выразилась в разнообразии государств, росте экономики, и постепенном движении в сторону созревания цивилизации к созданию единой системы - человечества. Следующим этапом развития будет эволюция техническая, на базе искусственного интеллекта. Он способен изменить не только мир природы, но и человека.

2. Предисловие.

Моя жизнь была отдана хирургии. Но не только: был инженерный диплом, кибернетика, исследования и модели организма, интеллекта, психики, общества. Были ученики, их диссертации, написаны статьи и книги.

Всегда хотелось понять:

Откуда взялась сложность мира?

"Что есть истина?"

Как работает разум - любой: животного, человека, общества?

Наконец, какова судьба человечества?

Существует ли "стрела прогресса" в эволюции мира?

Наконец, понять самого себя, что бы управлять психикой и достойно встретить конец.

Мне 88, плюс плохое сердце (стимулятор, протез клапана, шунты на коронарах). Правда, я провожу эксперимент по преодолению старости: два часа гимнастики, час ходьбы, диета, но перспективы сомнительны. Размышляю о науках из интереса, пишу и печатаю из потребности самовыражения, без притязаний на приоритеты и признание. Поэтому не будет ссылок и полемики. Не преувеличиваю "научность" своей философии, наверное, она отдаёт дилетантизмом. Хочу создать (для себя!) целостное представление о мире, хотя бы в самом обобщенном виде. Попутно пытаюсь выяснить - какое счастье возможно для человека и общества, что нужно для этого делать и какова вероятность успеха.Мое мировоззрения претендует на научность и материализм. Разум человека творит религиозные варианты мироздания. Психологически они могут быть более комфортны, но для них я слишком реалист.

3. Мир материален и структурирован.

Это означает - системы (элементы, связи, энергия). Их можно измерить и воссоздать в материальных моделях на компьютерах.

В связи с этим о "чудесах", что не поддаются объяснениям физики. Сам ни разу не видел, но так много пишут, что опасаюсь сказать: "Не может быть никогда". Мой покойный друг, физик, академик Вадим Евгеньевич Лашкарев говорил: "Существует другая физика. Иногда она замыкается на нашу, обычную, и тогда происходят чудеса". Не берусь комментировать, но уверен, что их значение в нашей материальной жизни ничтожно. Однако вспомним, электромагнитые волны существовали всегда, но пока о них не знали, они не влияли на людей. Теперь без радио и телевидения нельзя представить общество, а атомные бомбы угрожают человечеству. Поэтому, не следует закрывать вопрос об экстрасенсорных явлениях. Подождём (скажу лишь, что в своих рассуждениях я обхожусь обычной физикой. Но возможные поправки держу в уме).

В свое время я выработал свой подход к познанию биологических систем - клетки, организма, разума, личности, общества. Суть его состоит в сочетании "эвристической" модели и исследования объекта.

Алгоритм работы: 1. Выбор гипотезы. 2. Создание структурной схемы. 3. Подбор формул и коэффициентов.4. Монтаж модели в компьютере. Подгонка цифр. 5. Исследование модели в статике и динамике. 6. Проведение экспериментов и сравнение опытных и модельных результатов. 7. Внесение коррективов в гипотезу и модель.

По каждому объекту была проделана большая работа. Отдел биокибернетики в Институте кибернетики имени В.М.Глушкова насчитывал до 50 сотрудников, за 30 лет защищены 8 докторских и 26 кандидатских диссертаций, плюс монографии и статьи.

Тем не менее, я не буду выдавать желаемое за действительное: наши модели отражали живые системы с таким большим обобщением, что годились лишь для понимания принципов функционирования , но не для использования в практике управления. Для этого нужны более глубокие исследования и более сложные модели. Но и они останутся лишь вероятностными, поскольку невозможно точно смоделировать самоорганизацию "живых" систем. Однако, без подобных моделей управление вообще слепо.

4. Откуда взялась сложность мира?

Ответ не требует привлечения Бога. Правда, происхождение первичной материи остаётся непонятным, но развитие сложности объяснимо явлениями самоорганизации. Идея её разработана И.Р.Пригожиным. Простой пример, морозные узоры на окнах - вода, холод и стекло. Подышите на них и растает. Через полчаса - новая картина, и уже другой узор.

Не берусь изложить идеи самоорганизации в подробностях, но суть состоит в следующем. Материя неуравновешенна. Частицы её нестабильны, они способны к соединениям, с образованием сложных структур. Этому способствуют колебания внутренней энергии, случайные внешние воздействия, положительные обратные связи, внутренние и внешние. Процесс усложнения идет через бифуркации - то есть через выбор одной из альтернатив, предопределяющий дальнейшую последовательность этапов синтеза и новых бифуркаций. При этом в выборе участвует память о ближайших альтернативных "предшественниках" данного этапа усложнения, отражая своеобразную тенденцию, направленность изменений. (В этом - "единство противоположностей" Гегеля). В сочетании с различиями в нестабильности, определяющей разные темпы самоорганизации, в родственных объектах, это явление объясняет "прорывы" в эволюции , когда в некоторых направлениях происходят очень быстрые изменения (так развивался мозг человека, или проявлялись "взрывы пассионарности" Л.Н.Гумилева в истории народов). В деталях самоорганизация непредсказуема: возможны лишь вероятностные прогнозы по тенденциям. При этом на каждом её этапе возможно обратное направление - в сторону распада сложности вплоть до элементов (до хаоса). Но новый "порядок из хаоса" (выражение Пригожина) будет уже другим.

Есть два пункта по которым самоорганизация как единственный источник эволюции вызывает сомнение в сравнении с Богом:

1. Неизвестен источник: откуда взялась " первичная материя" бывшая до первого взрыва?

2. Способность материальных частиц к соединениям превышает тенденцию получаемых сложных структур к распаду. Именно поэтому "вектор эволюции" направлен в сторону усложнения систем. Правда, пределы возможного усложнения ограничиваются какими-то условиями. Поэтому на известных науке космических объектах эволюция не пошла дальше неорганических молекул, а из биологических видов на земле только человек продвинулся так далеко.

Любая эволюция представляет процесс самоорганизации. Она началась от момента первого взрыва, до которого материя и энергия были спрессованы в минимуме объёма. Отсюда пошла цепочка нарождения и усложнения структур: атомы - неорганические молекулы (минералы) - органические вещества. Дальше следовала биологическая эволюция "живых" систем:

клетки --> организмы --> сообщества --> биоценозы.

Каждый новый этап эволюции характерен новым "слоем самоорганизации", представленным новым "кодом" структур. Его результаты закрепляются в наращивании организации, в появлении нового более высокого класса систем:

а) Структуры из молекул (это гены и белки) породили разнообразие видов и индивидов. Вершиной явился человек (новый слой: нейроны лобных долей мозга).;

б) Структуры из нейронов дали разнообразие Разумов и поведения до стаи и человека включительно (новый слой: речь и техника);

в) Структуры из слов плюс техника, породили разнообразие сообществ и государств, с их религиями, идеологиями и экономикой (новый слой самоорганизации - компьютеры);

г) Структуры из технических устройств, в сочетании с Искусственным Интеллектом, обещают следующий этап самоорганизации - техническую эволюцию.

Уже в первых клетках появился новый этаж усложнения материи - органы управления с ЦФ (выживания, размножения, экспансии, совершенствования), состоящие из моделей, представленных кодом молекулами ДНК и сигналами из РНК с Целевыми Функциями (ЦФ): выживания, размножения, экспансии, совершенствования. В дальнейшем, усложнение моделей шло через специализацию клеток и организмов. В частности, через возникновение ансамблей из нейронов в мозге (разум!). Животные выражают эти модели звуками и мимикой. Человек общественный - знаками, словами и рисунками. Эти же модели остались и в обществе с Коллективным Разумом (КР).

Модели отражают объекты (их структуру, функции, качества, действия, отношения) с упрощением и искажениями. Понятие "обобщённость" модели обозначает степень упрощения объекта при моделировании. Крайним выражением обобщения является модель-слово, иероглиф, цифра, знак. Модели воспринимаются вместо самого объекта, но только лишь "разумными" системами имеющими в своей памяти "таблицы кодирования": "объект - модель", и программы расшифровки обобщенной модели в детальные.

Общий принцип усложнения:

самоорганизация --> (организация + отбор) = эволюция.

 ^                                        |                                    |

 |_______________________________________|


Организация - это упорядоченность системы, это структуры и функции с выделением "рабочих" и "управляющих" подсистем ("разум"). В последних сосредоточены модели - обеспечивающих реализацию Целевых Функций (ЦФ): поддержание целостности, выживания, размножения, экспансии, совершенствования. На каждом этапе эволюции ЦФ реализуются моделями с разными кодами и различной сложности. Параллельно они детализируются - сначала в виде расширения номенклатуры биологических потребностей, а потом, в обществе, в виде "искусственных" оценочных структур - идеологий и ценностей.

В связи с этим можно говорить о противопоставлении организации систем и связанной с ней управляемостью и предсказуемостью, и самоорганизацией - источнике неопределенности, включая риск нарастания хаоса. Однако, организация ( Разум!) через обратные связи предполагает некоторую степень регулирования самоорганизации. Но - не полное.

Что же получается в итоге? Позволяет ли материалистическая наука понимать мир, предсказывать и управлять? Ответ: "Да". Но только с вероятностью. Кроме самоорганизации возможна еще и "другая физика"!

5. Разум.

В связи с этим стоит понятие Истины.Теоретически - истина - это сам объект, его структура, функции, качества. Практически - это модели объекта, от словесных описаний и математических формул до физических устройств, имитирующих оригинал. Истины создаются разумом, являются его принадлежностью, и понятны только другим разумам имеющим в памяти элементы моделей.

Разум - это аппарат управления объектами через действия с моделями, по критериям оптимальности, отражающими Целевые Функции (ЦФ) субъекта Разума.

В разуме нет никакой мистики, он воспроизводим техническими средствами. Вопрос лишь в доступной сложности.

Эволюция разума соответствует биологической: происходит наращивание ЦФ и потребностей, то есть критериев, появляются новые "слои" структур и функций, новые коды моделей ( гены, нейроны, слова, техника) и усложняются программы управления. Простейший разум есть уже в клетке в виде набора генов. Следующим уровнем стал мозг животных, потом мозг человека, а еще дальше - правительства государств. В перспективе - Искусственный Интеллект техногенных сообществ.

Атрибутами разума служат - а) "Мозг" - вместилище моделей в памяти и программ. б)Рецепторы - органы восприятия. в)Эффекторы - органы воздействия (например, мышцы). г)"Тело" - как источник энергии. д)"Критерии" в виде ЦФ выраженных моделями потребностей и мотивов, заложенных в особых "центрах" мозга связанных с телом и внешним миром.

В дальнейшем описании механизмов разума я буду ориентироваться на разум человека.

Пользуясь понятиями лингвистики, модель в разуме можно обозначить как "слово", активность - как одна дополнительная "буква". Если она со знаком минус, то это указывает на торможение модели, снижение ее возбудимости, препятствующее активации. Связи - это "адреса" слов, сопротивление связи - это "буква" при адресе. Несколько моделей-слов объединенных хорошо проходимыми связями, могут выступать как единое целое - это "фраза". Слова и фразы с разной активностью и объединяющие их связи с разной проходимостью образуют сеть "со значением" - "текст". На "входах" в нее находятся рецепторы, на "выходах" - эффекторы, органы воздействия на среду. Модели - "слова", "фразы" и короткие "тексты" могут взаимодействовать друг с другом как по отдельности, так и слитно, с акцентами - "буквами" усиления - на некоторых частях ансамбля, определяющих новые смыслы.

Действия с моделями в мозге - это изменение их активности - возбуждения. Она генерируется элементами (нейронами), вызывается воздействием от рецепторов, критериев-чувств, соседних нейронов, передаётся по связям в виде сигналов - нервных импульсов - на другие модели - ("букв, слов, фраз, текстов"), активируя их, и затухает в преодолении сопротивления связей - синапсов. В "живых разумах" наряду с возбуждением присутствует ее антипод - торможение. Оно активно "глушит" возбуждение и важно для обеспечения последовательности включения моделей и блокирования помех со стороны других, "отработавших" и конкурирующих моделей.

Главным источником активности являются центры чувств, производных от потребностей и желаний, воплощающих ЦФ. Они направляют движение активности по моделям сети от "входов" к "выходам". Получается так: Разум управляет объектами, а чувства управляют самим разумом.

Нейронные модели имеют одно важнейшее свойство: они способны к тренировке, повышающей их собственную активность, причём между ними проторяются новые связи. За счёт этого разум (сеть!) все время изменяется, преобразует себя. В этом суть приспособления и творчества. И это тоже самоорганизация.

Эволюция выработала Общий Алгоритм Разума (ОАР), воплощаемый в последовательной активации моделей по программам, реализующим "порции управления", я назвал их Функциональными Актами (ФА). Вся деятельность разума представлена ФА разной сложности (и обобщенности), от простого рефлекса до творчества, манипулирующих как моделями образов, так и моделями из слов (у человека). Физиологической основой для ФА является введенное П.А.Анохиным понятие"Функциональная Система".

Типовой ФА состоит из самостоятельных этапов: восприятие, распознавание, прогнозирование, оценка, целеполагание, планирование, решение, действия, запоминание. Каждый этап ФА имеет свою программу, и нуждается в активации своих моделей от предыдущих этапов, от обобщенной модели целостного ФА, от потребностей и мотивов, производных от ЦФ субъекта разума.

Потребность - это чувство, выступающее как регулятор, отражающий степень достижения ЦФ. Например, голод или страх для ЦФ выживания. Насыщение потребности измеряется чувством "Приятно" от сигналов органов тела (например, от желудка) или из внешней среды (исчезновение врага). Суммация компонентов "Приятно - Неприятно" от потребностей всех ЦФ на данный момент, составляет "Уровень Душевного Комфорта" (УДК) субъекта Разума - со знаками "плюс" или "минус".

Мотивы (или желания) - это "чувства действий". Для удовлетворения каждой потребности, выраженной специфическим чувством, есть своё "элементарное действие" - желание, мотив. Для голода это - "есть" (питаться), для страха - бежать, драться, для любопытства - искать, исследовать, для лидерства - командовать. И так далее. Мотивы дают энергию дляпрограмм движений.

Подробнее этапы ФА выглядят так:

1. Восприятие представляет собой кодирование рецептором энергии от объекта (раздражителя) и создание его "первичноймодели" во временной памяти , "привязка" ее к координатам пространства и настройке рецептора .

2. Распознавание - поиск в постоянной памяти и активация похожей модели-эталона, "привязанной" связями к моделям потребностей и среды - ее объектов, свойств, функций. Через модель-эталон первичная модель сама определяется в системе других, в том числе и моделей потребностей и мотивов.

3. Прогнозирование: динамика первичной модели по аналогии с моделью-эталоном .

4. Оценка - определение степени "желанности" (ценности) объекта для удовлетворения потребностей и мотивов.

5. Целеполагание - выбор цели для действий - создание "модели будущего" для объекта, исходя из его первичной модели, оценки, трудностей действия и возможностей эффекторов (мышц).

6. Планирование - выбор последовательности самих действий исходя из первичной модели, модели цели, с оценкой "трудностей" этапов действий и "мощности" эффекторов. Составляется четыре плана: порядок действий, необходимые усилия, промежуточный результат, оценка по чувствам. Производится расчет: если ожидаемое приращение "приятного" в результате ФА (от удовлетворения потребности) превышает предполагаемые трудности его выполнения - то принимается.

7. Решение - включение плана действия.

8. Выполнения плана через активацию моделей управляющих мышцами, механизмов слежения за выполнением каждого этапа ФА, его результатов. с сигналами обратной связи - "назад", и "вперед" - на следующий этап.

9. Пересчет "трудностей и возможностей " производится перед включением каждого этапа. Если трудности больше возможностей - ФА прерывается.

10. Окончание ФА отмечается степенью "удовлетворения потребности", приращением суммарного чувства "Приятного" и запоминанием всего ФА. Он остается в постоянной памяти как модель-этелон для последующих ФА. Наряду с исполненными ФА сохраняются и незаконченные, если они были связаны с сильными чувствами.

Движение активности по этапам происходит внутри "фразы" целостного ФА. Активация "слова" очередного этапа не сопровождается "вычеркиванием" предыдущих, а только понижает их активность. С течением времени, "фраза" ФА в постоянной памяти укорачивается до нескольких самых активных "слов" - этапов, которые и представляют ФА в постоянной памяти.

В реальном мышлении есть еще несколько вспомогательных критериев. Например, такие: а)Вероятностное сравнение временных моделей с постоянными из памяти. б)"Буква реальности" - отличающая "мысленные этапы" ФА (вспоминание, планирование, воображение) от "реальных действий" с мышцами или восприятия рецепторами реальной среды. в)"Коэффициент будущего" - уменьшение значимости моделей будущего (с "буквами" прогнозов или планов) при оценке по потребностям в сравнении с реально воспринятым.

ФА очень разнообразны: они включаются от внешних раздражителей, с " тела", от моделей из постоянной памяти - воспоминаний, от центров потребностей ("ФА поиска"). Для сложных и длительных действий выстраивается целая иерахия ФА. Например, "Окончить институт. Окончить 1 - 2 :-5 курсы. Сдать экзамен. Приготовить текущий зачёт" и так далее, детализация вплоть до прочтения фразы, слова, буквы из учебника.

Модели - "фразы" ФА высшего этажа включают главные "слова" из моделей низших ФА. Они имеют свою "привязку" к объектам, ко времени и пространству. Так реализуется их вертикальная структура в памяти .

Одновременно разум прорабатывает "мысленные этапы" (распознавание, прогнозирование, планирование) многих ФА разной направленности, значимости и продолжительности .

Чтобы выбрать из них самый важный для ЦФ и довести его до конца, то есть до действия, должен существовать механизм приоритетов, который в каждый данный момент дополнительно усиливает избранный ФА, притормаживая все остальные. В наших моделях Искусственного Интеллекта (ИИ) для этого задействована Система Усиления Торможения (СУТ). Она моделирует важнейшую функцию сознания, о котором так много говорят психологи и философы. (Рис.1. Схема "СУТ".)



Схема системы усиления-торможения (17 kb)

Схема системы усиления-торможения (СУТ).

Модели образов и действий М1, М2, М3... М8, имеющие связи между собой, еще имеют связи с системой усиления-торможения, по которым они сигнализируют об уровне своей активности.Система усиления - торможения на каждый момент выбирает самую активную модель и дополнительно ее усиливает, а все другие - соответственно тормозит. В следующий момент обязательно происходит переключение на другую самую активную модель.

В содержательном плане сознание - это постоянное отражение положения субъекта разума (модель "Я") в координатах: пространства, времени, отношений с другими объектами, чувств и мотивов связанных с ЦФ. В информационном плане - сознание - это выборочное усиление активности "фраз" из моделей - "координат", в которых обязательно присутствует главное "слово" - модель "Я". Механизм сознания обслуживается постоянным слежением за "координатами", со сравнением их активности и выбором самой активной модели для представления в СУТ. Она в свою очередь, дает избранной модели дополнительное усиление и она становится "мыслью". В следующий момент времени СУТ обязательно переключится на другую модель. Это и есть "поток сознания".

Мне кажется важным обозначить понятие "уровень сознания". Он определяется по объектам слежения и управления "мыслями" со стороны модели "Я". Первый уровень - у животных и малых детей - слежение за внешним миром, выделение его раздражителей. Ответные действия включаются автоматически. Второй - добавляет планирование и исполнение действий - полный ФА, включая речь. Третий - обозначает слежении за мыслями, управление ими, включая переключение в сферу нереальности, или перевоплощение в мысли другого человека. "Верхняя граница" этого уровня нечеткая - вплоть до полного отрыва от реальности.

Подсознание - представлено движением активности по приторможенным (от СУТ) моделям. Оно осуществляет выбор "кандидатов" в сознание на следующее переключение СУТ, обеспечивает автоматическое слежение за внешним и внутренним миром, а так же выполнение простейших ФА. Однако, возможно, что в подсознании происходят даже сложные психические процессы, включая творчество. Иллюстрация этого - в сновидениях, интуиции и актах озарения. Учение о подсознании, с легкой руки З.Фрейда, получило большее развитие. Психологи ищут способы использования подсознания для лечения болезней и даже для повышения "мощности" интеллекта. На него замыкаются: гипноз, внушения, управляемые сновидения, медитация, йога, и еще много методов психотехники. В частности даже компьютерные игры вплоть до создания виртуальной реальности. Привлечение для этого новых технологий обещает стереть грань между действительным и вымышленным мирами.

Физиология мозга предлагает аналоги нашей СУТ в виде сочетания функций Ретикулярной Формации, механизмов доминанты А.А.Ухтомского, индуктивного торможения ансамблей нейронов в окружении ансамбля возбужденного и последовательного торможения самой активной модели.

Самоорганизация разума выражается в образовании новых моделей - нейронных ансамблей - за счет проторения связей между случайно возбужденными моделями (академик И.П.Павлов!) и повышения их активности в результате тренировки. Важным является "феномен навязчивой мысли" - движения возбуждения по кругу избранных (попавших в сознание) моделей с усилением их активности и тренировкой. Когда это касаются моделей оценок и программ взаимодействия с людьми, то могут произойти сдвиги в "разумности" разума, выражающиеся в потере соответствия поступков субъекта общественным нормам и даже биологическим ЦФ. В этом видятся основания психопатологии.

Элементарный разум животных обеспечивает реализацию инстинктов через модели образов и движений. Усложнение ОАР у человека выражается в программах речи, творчества и высших уровнях сознания, когда предметом слежения, управляемым от активной модели "Я", служит не только внешний мир, но и собственные мысли и перевоплощение в мысли других лиц. Таким образом, они, мысли, получают возможность автономной жизни и саморазвития - это "мир мыслей" - сфера нереального: воображение, гипотезы, творчество, наука, искусство.

Разум человека "метафоричен". Это значит, что одной обобщенной, словесной или образной, модели ("фразе") могут соответствовать различные "тексты" из моделей детальных. Вспомним хотя бы пословицы и поговорки, заменяющие большие куски текста несколькими остроумными словами "из другой оперы", выражающими их смысл, понятный, однако, только посвященным. Метафоричность участвует в процессах творчества. На ней же основаны фантастические сновидения, когда отключен критерий реальности образов, довлеющий над воображением в состоянии бодрствования. Юмор и красота, видимо, тоже относятся к этому кругу явлений.

На иерархии обобщенности моделей и метафоричности основан и алгоритм творчества, при котором по обобщенной модели задачи перебираются варианты ("тексты") из моделей детальных, пока один из них - оптимальный - не удовлетворит критериям задачи и выполнимости.

В сообществах людей существует Коллективный Разум (КР) состоящий из иерархии разумов участников, и действующий через их речь.

Любой разум имеет недостатки:

Ограниченность (модели всегда проще объектов).

Субъективность (оценки и решения зависят от чувств).

Увлекаемость: изменение активности моделей от тренировки, самоорганизации, смещающих критерии оптимальности.

Эти недостатки объясняют трудность "доказать истину", убедить скептика. Дело в том, что на один и тот же сложный объект по разному реагируют люди с различными оценками и возможностями познания, формируя для него разные обобщенные модели, плохо сопоставимые, а часто и непохожие.

На эту же тему - о сопоставимости истин - замыкается проблема знания и веры, науки и религии.

Всякое знание о сложных системах "типа живых" - вероятностно: наш разум способен создавать для них только обобщенные, а не детальные модели. Это значит, что признавая эти модели идентичными оригиналу, мы включаем механизм веры. Доля веры зависит от того, сколько "тонкостей" системы мы опустили (или пренебрегли) в процессе познания. Чем ограниченнее разум, тем проще модели, которые он создает, тем дальше они от оригинала, тем больше нужно веры, что бы выдавать одно за другое.

Разум человека и высших животных включает веру, доверие - (родителям, вожаку, "авторитетам"), в число потребностей для ЦФ выживания. Как всякая потребность, она различна: скептик во всем сомневается, доверчивый - всему верит. Соответственна и разборчивость в авторитетах. Для истинно верующего слова из библии больше значат, чем собственные чувства и оценки.

Наука стремится получать точные модели. Для этого она создала аппарат доказательств, уменьшающих долю веры в познании истины. Религия все доказательства заменяет словами авторитетов. Вера в Бога становится главным инструментом познания.

ОАР универсален - он годится для любого "субъекта разума" или ИИ любого назначения. В его описании я пользовался терминами, относящимися к области психологии. С таким же успехом можно вообразить Разум робота, самостоятельно действующий на другой планете. Важно создать "аппарат" (сеть или программы) с атрибутами, механизмами восприятия и моделирования среды, "тела", переменную активность моделей, зависящую от заданных ЦФ с детализацией потребностей и мотивов действий. Пусть их будет всего несколько. Конечно, нужна некая начальная постоянная память, механизм образования новых моделей, и обязательно - СУТ - для функции сознания как механизма выбора приоритетов.

К сожалению, все это легко сказать, но очень трудно воплотить "в железе". В 60 - 80-х годах ХХ века в нашем Отделе биокибернетики, в Институте кибернетики имени В.М.Глушкова, были сделаны примитивные модели некоего существа передвигающегося по лабиринту к цели с препятствиями, опасностями, пищей (А.М. и Л.М.Касаткины, Э.М.Куссуль, С.А.Талаев, Д.Н.Галенко), "разум" его был представлен сетью из элементов и связей "со значением", активность которых просчитывалась на компьютере по тактам времени с использованием СУТ. Нам хотелось именно воспроизвести ОАР, с основными элементами психики: потребности, действия, "мысль", "сознание", "подсознание", хотя бы на очень простой среде. Казалось, что это удалось. В конце работы тележка с "разумом" на "нейронных сетях" из физических элементов путешествовала по институтскому саду по направлению к цели, обходя препятствия. Работы многократно докладывались и публиковались. Например, в книге "Моделирование мышления и психики", изданной так же в США. Что бы создать более мощный и доказательный "аппарат" у нас не хватило ресурсов, но я уверен, что это возможно.

Вопрос об ИИ требует отдельной статьи. В то же время, попробовав его "на зуб", мы воочию убедились, что до достижения уровня человека ещё бесконечно далеко: природа сконцентрировала в нашем разуме сложности трех систем: отдельного нейрона, целого мозга и общества, наполняющего мозг граждан моделями. И каждый с колоссальным числом элементов. Тем не менее, ИИ с ограниченными функциями и критериями уже работают. И даже лучше человека. Хорошо, что Алгоритм Разума можно воплощать частями - как это делала природа в процессе эволюции живых существ - от примитивных рефлексов до разума человека.

6. Человек.

Человек является продуктом эволюции, дополнившей потребности животного совершенным разумом с удлинением памяти и программой творчества. В сочетании со стадностью существования предков (гоминидов), эти свойства породили общество и оно, в свою очередь, добавив речевое мышление к образному, вывело человека на современный уровень. Разум воплотился в творчестве: в знаках, вещах, религии, науке, искусстве. Однако биологическая природа, инстинкты, выраженные в потребностях, остались и постоянно проявляются в поведении людей.

1. Инстинкт самосохранения представлен голодом и желанием "есть", и чувством страха с желанием бежать или драться. Сюда же относится потребность в собственности - делать запас пищи.

2. Инстинкт продолжения рода обеспечивает нам семью: секс и любовь к детям.

3. Стадность человека выражена целым набором потребностей - чувств и действий, замыкающихся на других людей: общаться, самоутверждаться, "догонять" передового, подражать, подчиняться и верить лидеру, заставлять, принадлежать к группе, сопереживать, помогать. Или - наоборот - отдаляться от неприятного и даже уничтожать врага. Есть еще ряд более тонких общественных чувств. Действия сочетаются с "чувствами отношений" к их объектам. Это симпатии - до дружбы и любви, антипатии, зависть - до ненависти. Все они сильно зависят от обратных связей со стороны оппонентов:неприязнь усиливается до ярости, а симпатии достигают степени любви. Принадлежность к группе делает эти чувства стойкими. Например, этнические конфликты длятся десятилетиями.

4. Отдельно стоят "рабочие" рефлексы, обеспечивающие любую деятельность: любознательность, рефлексы цели, свободы и потребность в отдыхе и игре.

Каждая потребность может выражаться в двух противоположных качествах: эгоизм - альтруизм, агрессивность - терпимость, лидерство- подчиненность, жадность - доброта, замкнутость - общительность. Преимущество одного из компонентов выступает в зависимости от условий, типа личности, воспитания. Однако, второй компонент всегда "присутствует" в подсознании и готов включиться при изменении обстоятельств.

Важно подчеркнуть генетические приоритеты инстинктов. Самым главным является сохранение собственной жизни. На втором месте - продолжение рода. Однако, в определенные периоды цикла размножения последний выходит на первое место. Общественный инстинкт занимает третье место и лишь изредка в толпе пересиливает перечисленные выше - "на миру и смерть красна". Количественное выражение приоритетов ("какой и на сколько") зависит от типа личности и воспитания.

Механизм воспитания в раннем детстве укладывается в понятие "импринтинг", "впечатывание", позднее - это выливается в подражание авторитетам - родителям, учителям, товарищам. В дальнейшем присоединяется анализ и создание собственных убеждений, изменяющих потребности. Роль воспитателей и среды очень велика, но не самодовлеюща: самоорганизация присутствует!

Максимальное желание (чего и сколько хочется получить для счастья), называется притязание. Однако, когда поставленная цель достигается многократно, наступает адаптация, привыкание, счастье, уровень душевного комфорта уменьшаются и тают мотивы к действиям. Чтобы всё вернуть необходимо повысить притязания, поставить новые цели, снова побуждающие к напряжениям. Адаптация и возрастание притязаний является двигателем прогресса.

Кроме "животных" потребностей, поведение определяется убеждениями. Они представлены словесными формулами: "хорошо - плохо - как надо". По ним сознание проверяет импульсивные биологические потребности. Содержание убеждений - это мораль, идеологии, верования. Их значимость в мотивах поступков составляет около четверти от значимости чувств. Прибавьте сюда ещё четверть изменений потребности от интенсивного в раннем детстве, воспитания, получим, что животную природу человека можно изменить, максимум, наполовину (в среднем же - гораздо меньше).

Много это или мало? Полагаю, что скорее мало. Поэтому и убеждён в преобладании биологического начала в делах общественных. Не говоря уже о личных.

Сумма удовлетворения потребностей (и убеждений!)выражается в интегральных чувствах "Приятно - Неприятно" и УДК - "Уровне Душевного Комфорта", "уровне счастья". Крайние точки выражаются в эмоциях (радость, горе, гнев). Они сильно увеличивают недостатки разума - субъективность, ограниченность, увлекаемость.

Главное отличие человека от животного состоит в его разуме. Мозг имеет не только большую массу и развитые лобные доли, но обладает дополнительными программами, например - творчества. Его структура связей и функции зависят от разнообразия среды и упражнений. Основные параметры мозга - мера способностей к обучению - заложены в генах, но тренировки, особенно начатые в раннем детстве, могут значительно развить интеллект. Совершенство разума выражаются в творчестве, в создании обобщенных понятий, в высоком уровне сознания, в перевоплощении в другие разумы. Диапазон различий людей по разуму огромен, так же как его направленность - на труд, информацию, искусство, управление - огромное разнообразие профессий и степеней совершенства. Зависимость от способностей и образования - очевидна.

Вес личности в обществе прежде всего определяется характером. Это мощность "электростанции" разума, уровень максимальной активности, определяющей способность к напряжениям, как важнейшее условие успехов в труде и карьере.

По характерам я разделил людей на сильных, средних, и слабых.

Кроме главных черт психики существует еще несколько второстепенных: пессимизм - оптимизм, реализм - фантазии, импульсивность - настойчивость, общительность - замкнутость и другие.

Врожденные приоритеты потребностей в сочетании с силой характера и способностями, определяют различия типов личности. Например, сильные (и разумные!) типы бывают:

а) властолюбцы (от лидерства);

б) стяжатели (от собственности, жадности);

в) исследователи (от любознательности);

г) герои - подвижники (при редком сочетании лидерства и альтруизма). Слабые типы - все подчинённые и подражатели. Средние - разные. Особенно важны лидеры. Именно они, а не массы народа, определяют прогресс общества. Кроме этих "нормальных" типов существует много патологических с самыми замысловатыми сочетаниями компонентов личности и силы разума. Реализация врождённых типов в обществе зависит от воспитания, хотя и не очень сильно, от убеждений, условий, обратных связей в системе самоорганизации разума.

Воздействие сильных лидеров с крайними убеждениями и использование психотехники могут увести человека в мир нереальных объектов и искаженных ценностей. Проще сказать - привести в лоно сект и фанатизма, противопоставить обществу. В наше время новые "информационные технологии" могут увеличить опасности этого явления.

Я попытался прояснить количественные характеристики психики людей путем опроса через Литературную газету (1990 г.).Исходя из моей гипотезы о механизмах мышления, были предложены конкретные вопросы. Получено свыше пяти тысяч ответов, из которых выбрали 500 экспертов - психологов, социологов, философов, врачей. Вот что они дали после обработки. Различия людей по силе характера, соответствующие их трудоспособности и лидерству, составили отношение 3:1,5:1 между сильными, средними и слабыми. Количественное отношение типов приблизительно определили как 1:4:2.

Среди чувств (потребностей) эксперты отметили такую среднюю последовательность уменьшения значимости: боль, страх, голод, секс, собственность, общение, лидерство, интерес, свобода, игра. Приоритеты различны у сильных, средних и слабых типов.

Эксперты признали билогические корни этики - потребность в любви, в вере, авторитетах, справедливости, правде. Наряду с этим существуют жестокость, агрессивность, а главное - эгоизм. Он в 20 раз превышает альтруизм.

Психологию можно выразить в моделях личности. В них суммируются мотивы и действия с замыканием на реакцию общества: сколько платить за труд и как наказывать за протесты и вообще реагировать на высказывания.

При крайнем упрощении модель личности - это система из четырёх уравнений.

А) От общества: "труд - плата" - это стимул. "Труд - утомительность" - это тормоз.

Б) От гражданина: "плата - чувство". Она выражает характеристику - как "удовольствие" растёт от платы и уменьшается от утомления, зависящего от тренированности и силы характера.

Простой вариант модели расширяется при учёте многих потребностей, введением динамики, т.е. чувств "надежд и разочарований". Модели составляются для разных видов деятельности - труд, учение, развлечения с учётом различного набора потребностей. Уравнения решаются, результаты суммируются и получаем то что нужно: уровень УДК, труд. Важнейшими "выходами" модели являются высказывания "за" и "против", отражающие отношение субъекта к правительству, идеологиям и общественным группам.

Модели "обобщенной личности" нужны нам для моделирования общества. Данные для них мы получили из социологических анкет в газетах "Неделя" и "Комсомольская правда", 1990-91гг.

Впрочем, не следует преувеличивать значение этих моделей: они лишь качественно отражают поведение людей. Самоорганизация психики (и общества!) может так изменять коэффициенты уравнений, что они потеряют практическую ценность для управления. Однако, для коротких вероятностных прогнозов коэффициенты можно уточнять социологическими исследованиями.



Январь, 2001 г.
Николай Амосов. Мое мировоззрение.
Back Size=1.2 k Автобиография Next Size=1.2 Продолжение