image (5kb)   Николай М.Амосов. Мировоззрение.(5kb)
Письмо В.Авдюхова Н.М.Амосову
Ответ Н.М.Амосова В.Авдюхову
Комментарий Н.М.Амосова к письму В.Авдюхова

Основные идеи
Предисловие
Мир материален и структурирован
Откуда взялась сложность мира?
Разум
Человек
Общество
Созревание цивилизации
Глобализация
Однополюсный мир
Глобальные проблемы
Будущее
Об Украине
Сугубо личное

  Сокращения
  Книги
  E-mail
  Ваше мнение
 

7. Общество.

Общество людей родилось из стаи. Этологи так описали этику стаи. Каждый отдельно добывает пищу, ни с кем кроме детёнышей не делится, и в меру силы, склонен отбирать её у других. Существуют разные модели брачных отношений, но гоминиды полигамны, борьба за партнеров - главный повод для ссор самцов. Могучая потребность в общении собирает индивидов в группы - по полу, по родству, возрасту, "интересам", а лидерство побуждает бороться в них за первое местои устанавливает иерархию силы ("порядок клевания" в стае кур!). Драки за самку, первенство, или пищу часты, но не доходят до убийства. Вожак стаи завоёвывает своё место в борьбе и управляет подчинёнными деспотически. Все представители другой стаи - враги. Стая объединяется и бьётся с ними насмерть. Детёныши оберегаются. Существует справедливость обменов при общении (ласками, услугами, но так же и угрозами). Взаимоотношения отрабатываются в играх. В стаях эпизодически встречаются элементы элитарности, демократии и коллективизма.

Государство - это тоже стая, только в ней действуют не особи, а группы. Люди собираются в них в силу стадного инстинкта и факторов цивилизации (разделения по труду, собственности, происхождению, богатству: много поводов). Под каждый фактор образуются группы со своими лидерами. И, соответственно, с антагонизмом в отношении других групп. Общество представляет собой систему из групп, с иерархией по власти, собственности, интеллекту и другим показателям.

Коллективный Разум (КР) общества воплощён в разумах его членов с разной степенью суммирования и централизации, зависящих от идеологии, государственного устройства, уровня техники, экономики и культуры. КР присущи общие недостатки: ограниченность, субъективность, но особенно выражена увлекаемость - самоорганизация, как результат творчества многих людей. Не раз в истории сомнительные идеи как пожар охватывали массы людей, приводили государства к тяжелейшим кризисам.

Идея прогресса возникла в человеческой стае вместе с "новой корой" его мозга и программой творчества. Когда адаптация от достигнутого уменьшает УДК и возрастают притязания, то творческий разум ищет в окружающей среде новые цели и предлагает технические решения для их достижения. Удовольствие возрастает, но следует новая адаптация и новые усилия для изменения мира, но так же и самого себя. Стабильный быт стаи пришел в движение. Модель его и названа словом - "прогресс".

Социальная эволюция началась с изобретения орудий, речи и огня. Это повысило эффективность труда и охоты и привело к увеличению выживаемости потомства. Особенно важна речь. Она облегчила общение первобытных людей, обеспечила накопление информации в стае, усилила управляемость со стороны вожаков.

Главное, речь заложила основы абстрактному мышлению, созданию обобщённых понятий. В частности: - познание себя ("Я"), своих чувств, перевоплощение в чувства других - ("Они"). Наблюдая последний вздох умирающего, ("отошла душа!"), а потом видя покойного в сновидениях, человек предположил потусторонний мир, населенный душами умерших. Потом люди поместили там сонм богов, подобный обществу людей. Так создался духовный мир, который (будто бы) сосуществует с материальным. Туда же пошли абстрактные идеи. Например, о добре и зле.

Все это привело к возрастанию размеров стаи и превращение ее в племя. Собственные языки углубили различия племен, увеличили их вражду друг с другом. Развитие техники производства создало условия для накопления богатства, как еще одного (после власти) источника неравенства людей и социальных групп. Лидерство ,агрессивность и жадность вождей получила выражение в войнах, захватах территории. Люди изобрели ложь, частную собственность, разные формы власти, торговлю, рабство, религии, искусство.

Когда стая разрослась в племя и появилась собственность, она потеряла устойчивость из-за раздоров и ссор. Тогда вожди выработали правила поведения, "заповеди", заимствовав их из этики стаи и обозначив словами: "не убивай, не кради, не лги, не развратничай, почитай родителей и власть". Для утверждения запретов привлечены жрецы создавшие под богов организацию - религию, церковь, с мифами, ритуалами и требованиями праведного поведения. В дальнейшем власть детализировала запреты, под конкретные условия, выделила из них наказуемые деяния и обозначила как законы, одновременно определив идеологию: "справедливое" распределение власти и собственности - "угодное богам". Если сочетание морали, религии и идеологии оказывалось удачным - племя разрасталось в народ, в нацию, формировалось государство и зарождалась цивилизация. Впрочем, это удавалось лишь немногим. Историк А.Тойнби насчитал всего 21 цивилизацию, а племен было тысячи.

Мораль, религия и идеология выражаются в словесных формулах: "Чего нельзя", "Что хорошо", "Что плохо" и "Как надо", и "Почему". Натренированные фразы-убеждения и специфические чувства - долг, вина, совесть, стыд - регулируют естественные потребности, притязания, отношения и действия граждан, групп и даже государств.

Мораль - это заповеди, "нижний этаж" идей об отношениях людей: она относится ко всем и всегда. Нравственность больше касается отношения полов. Этика - мораль для социальных групп - партий, профессий, корпораций (пример: врачебная этика). Впрочем, границы между этими понятиями нечетки.

Идеология лежит выше морали и религии- это "правила справедливости" для государства: как распределить власть и собственность между группами и классами, а так же обоснование этого порядка - от религии или науки.

Религия - это вера в богов, будто бы управляющих жизнью людей.

Первые боги появились как результат абстрагирования сил природы и обозначение их словами. Следующий шаг - обожествление предков и гипотеза о душе. Еще дальше - единый всемогущий Бог. Его идея родилась из распространения принципа причинности от элементарных явлений на все более широкий круг процессов охватывающих природу и деятельность людей: была выдвинута гипотеза о необходимости единой причины всему сущему. Ее и назвали именем - Бог. Сама вера в Бога основана на биологической потребности верить авторитету - отцу, вождю. Объединили Бога с бессмертием души и получился новый - духовный - мир, параллельный реальному и выше его по значимости.

Все боги придуманы людьми. У "великих религий" - есть авторы: Будда, Моисей, Христос, Магомет. Конфуций. Их учения сходны в части запретов ("заповеди"), но имеют различия в важных деталях: отношения к браку, труду, богатству. Даже - к Богу и бессмертию. Некоторые детали оказались важными - например, индивидуализм протестантов в противоположность общинности ("соборности") православия. "Протестантская этика" стимулировала труд, инициативу, преумножение богатства и, как считают, породила западный капитализм. Важна разница в отношении к властям: нейтралитет у христиан, полная власть священнослужителей в исламе или кастовость индуизма.

Особенно благотворны идеи Христа: непротивления злу насилием, всепрощение, нестяжательство. Они прямо ограничивают эгоистические биологические потребности человека. Поэтому же и трудно исполнимы.

Роль религий в истории очень велика: они создавали мораль.

Вопросы идеологии требуют более подробного рассмотрения.

Источник идеологий - потребности. У сильных и слабых типов существует большая разница в их приоритетах. И, в частности, в значимости индивида и коллектива. Из этого родились противоречивые гипотезы о справедливом обществе.

Первую гипотезу породили типы слабые: все люди одинаковы по своим телесным потребностям, значит, они должны работать сообща и делить плоды труда поровну. От этой гипотезы в древности родилась христианская община, а в последующем - социализм и коммунизм.

От сильных типов исходила вторая гипотеза: люди разные по способностям и возможностям, поэтому должны работать каждый на своем поле и владеть всеми плодами труда. Отсюда - частная собственность и капитализм.

Единоличная власть вожака в племени вызывала протест у подчиненных и привела к идее коллектиной власти и демократии. В то же время типы сильные, лидеры, имеющие шансы повелевать, отстаивали право сильного, то есть идею диктатуры - личной или групповой.

Столь-же альтернативны были общие (философские) предствления о природе вещей и происхождении мира: "всё материально" или "всё от Бога".

Идеологии являются предметом творчества, но всегда имеют под собой биологическую базу. Авторы идеологий выбирают социальную группу с неудовлетворенными потребностями, излагают идею словами, распространяют среди недовольных, вербуют приверженцев, готовых к борьбе за влияние и власть. Если идея более или менее созвучна потребностям массы граждан (бедность, ущемление нации, свободы, кризис), группа сторонников расширяется, навязывает свою волю колеблющимся, силой подавляет противников и становится государственной. Таков механизм всех революций.

В ходе истории, эволюция идеологий, ее "основное русло", определялась техническим прогрессом, следующим за ним ростом экономики и культуры, распространением их на низшие слои общества и возрастанием их притязаний на власть - (демократия) и собственность. Это нашло воплощение в последовательном превалировании классов: аристократии, буржуазии - крупной, мелкой, трудящихся - к равенству "гражданских прав" в современном обществе. Параллельно смещалась главная потребность, требующая первоочередного насыщения - от страха и голода в древности - к самоутверждению, свободе, знаниям и сопереживанию в современности. Соответственно менялись акценты идеологии.

Общество - сложная система. В нее входят несколько "сфер": экономика, техника, власть, мораль и "ценности", культура, здоровье, психика народа. Все сферы связаны друг с другом. Внешними "входами" являются природа, соседние страны. Независимым показателем служит размеры государства - население, территория.

Я пытался создать модель общества, объединив модели каждой сферы в одну общую - государство. Рисовал связи, предположил показатели, зависимости, коэффициенты, находил статистики. Должен признаться, что из этого ничего не получилось. То есть модель создал, но она была недостоверна. Убедился, что даже вложив силы коллектива, нельзя довести дело до толку - до модели пригодной для управления страной. Хотя дело интересное:

Виновата самоорганизация. Больше всего - неопределенность "человеческого фактора" и недостатки Коллективного Разума.

Соответственно, "идеальной идеологии", пригодной для всех и всегда, не существует в принципе.

Как оценивать идеологии? Очевидно, по обобщенному понятию эффективности общества. Если судить по современным реальным показателям - то задачи выглядят так:

А. По "координате сосбтвенности". Первая очередь - повышение экономики, (ВВП на душу), завязанной на передовые технологии и образование. Но совсем не обязятельно - на всеобщее счастье. Высокий УДК для бедных и уменьшение неравенства придет во вторую очередь, вместе с богатством страны. В третью - экология.

Процветающая экономика возможна только при напряженном труде, инициативе и бережливости граждан всех социальных классов. Для этого нужно, во первых, задействовать сильные потребности: собственность - частную! И соревнование - конкуренцию, рынок. Во вторых - делать ставку на сильные типы - на лидеров. Это значит - неравенство. К сожалениею, для стимулирования труда людей слабых приходится добавлять страх безработицы и бедности.

Б. "Координата власти" для эффективного общества, не столь определенна. Да, демократия желательна, но для прогресса экономики совсем не обязательна. По крайней мере "в начале пути", при низкой культуре народа. Главное требоввание к власти - обеспечить порядок и законность. ("Климат инвесторам?"). Второе: низкие налоги - не перегружать бюджет чрезмерными расходами - на оборону, на администрацию и даже на социальные нужды. Третье - развивать инфраструктуру. Четвертое - регулирование рынка, что бы избегать кризисов. Только после этих пунктов идут социальные задачи власти: образование, здравоохранение, дозированная социальная защита. На последнем месте - полный набор гражданских прав для всех.

Нужно признать, что ценность демократии для массы народа, если сравнивать с доходами и защитой от преступников, в значительной степени преувеличивается. Дело в том, что демократия - понятие количественное. Есть восросы: "Кто выбирает?" - все, или есть ограничения. Кого выбирают? - одного президента или всех сверху до низу. Сколько свободы?- дозированные ограничения, или полная воля для митингов, прессы и ТВ. Убежден, что "количество демократии" нужно дозировать соответственно уровню образования, традициям , благосостоянию. А также - эффективности экономики. "Перебор" чреват потерей устойчивости и даже кризисом.

Кроме основных "координат" идеологии, формируется еще несколько важных показателей, составляющих так называемые "ценности", как компоненты общественной психологии. Ниже я перечислил их в противоположных значениях и пометил знаками (+) или (-) по части влияния на эффективность общества.

1. На первом месте стоит мораль. Соблюдение заповедей от Моисея являются условием любого здорового общества.(+). Дополнения от Христа (-) непротивление злу насилием, всепрощение - это идеал, к которому нужно стремиться, но которого трудно достигнуть.

2. Преимущества личного (+)( идет от богатых, сильных), или коллективного (-), (от бедных).

3. Приверженность групповым интересам: (класса, религии, идеологии) (-), или единой идее патриотизма (+).

4. Терпимость(+) или агрессивность (-) в отношениях, личных и групповых. (От религии, идеологии.) Соответственно - установка на кооперацию или борьбу с оппонентами.

5. Вера в Бога (+) или воинствующий материализм (-). Иначе: "материальное - духовное". ( От религии или идеи(?)

6. Установка на труд (+) или развлечения (-): "работать или отдыхать", "тратить или копить", "настоящее - будущее". Плюсы идут от "протестантской этики", минусы - от идеи потребительства - "счастья сейчас!".

7. Смирение или недовольство: удовлетворяться достигнутым (-) или стремиться к большему (+).

8. Дисциплина: соблюдать (+) или нарушать (-) законы.

9. Вопрос о коллективизме не ясен: полезен для трудящихся и не нужен предпринимателям. Все же скорее плюс, чем минус.

На эффективность государства, кроме всего перечисленного, влияют многие независимые факторы: природные условия, традиций народа, исходный уровень экономики (капитал!), технологии, культуры, отношения других государств, харизмы лидеров.

Если в обществе низкая мораль и превалируют отрицательные ценности, то даже оптимальную идеологию - не удастся реализовать с пользой. Трудности усугубляются если нет идейного единства народа, всего или хотя бы большинства.

Реализация идеологии - продукт самоорганизации - борьбы или кооперации: классов, групп, лидеров, идей. Результат - в прогрессе и устойчивости государства.

Для каждого уровня экономики, технологии и культуры, да еще и традиций, требуется свой вариант идеологии - некоторое оптимальное распределение власти и собственности, удовлетворяющее изменчивым потребностям граждан, обеспечивающее эффективность и устойчивость общества. Впрочем, существует адаптация, приспособление психики народа, сглаживающее несоответствия координат.

Обозреть все идеологии невозможно. Для примера я сравню две современные: западный капитализм и советский социализм. Опускаю "чистую идеологию" - права, свободы, отношение к Богу, - разница здесь ясна: при социализме - "нет-нет- и нет". Перечислю показатели имеющие отношение к экономике и экологии.

Капитализм - примерно в 2-3 раза эффективнее социализма по росту производства, по НТП, по производительности труда, по качеству продукции, по материало - и энергоемкости продукции, по экологическим критериям. Еще больше проигрыш, в 3-5 раз, - по реальной заработной плате работников. Социализм выигрывает только в социальной защите и уменьшении неравенства. Это немало: бедные и слабые жили бедно, но без страха за будущее.

Перечисленные недостатки относятся ко всем соцстранам. Для подтверждения приведу выдержку из статьи в Известиях от 4 ноября 1997г.

А.Илларионов, директор независимого Института экономических исследований, сравнил, разбив по парам, развитие 18 соц.стран, с примерно, соответствующими им по географии 12 странами капитализма. Таблица большая, но суть в следующем. За годы от 1950 до 1990 суммарная экономика "капиталистов" возросла, в сумме, в 4,1 раза и внутренний валовой продукт на душу в конце периода колебался от 4000 $ в Таиланде до 20000 $ в ФРГ. У "социалистов" возрастание составило 2,1, а колебания ВВП на душу - от 1000 $ во Вьетнаме, до 10000 $ в ГДР и Чехии. Украине дано 4800 $.

Какой вывод из этих сравнений и рассуждений? Частная собственность и рынок, несомненно, эффективнее. Они замкнуты на неравенство, на сильных людей с их жадностью, завистью, лидерством. Слабых подгоняет страх безработицы. Но именно сильные типы определяют прогресс общества, который, в конце концов, обогащает не только богатых, но и бедных. Однако до этого им приходится пройти через период нужды.

В связи с вопросом об идеологиях, стоит поговорить о Материальности Идеи. Мы так привыкли - есть вещи и есть идеи, одни постоянные, реальные, другие нечто эфемерное, призрачное, сегодня есть, завтра нет. Так вот, эти представления неверны. Идеи выраженные словами, если они запечатлены в нейронах мозга миллионов людей, напечатаны во множестве книг, становятся столь же реальными, как и вещи, как объекты природы. Потому, что они управляют реальными действиями масс людей, меняют ход истории, причем, куда больше чем землетрясения или наводнения. Идеи - это гены общества. Другое дело, что они менее стойки в историческом времени, чем гены. Есть у них специфическое качество - распространяются только те идеи, которые созвучны каким-нибудь из гаммы противоречивых биологических потребностей. Более того, сама способность идеи к распространению подчеркивает степень значимости той потребности, на которую она опирается. Возьмём для примера идею Доброго Бога, - в лице мировых религий она распространилась в мире и оказалась самой стойкой. Это значит, что доброе начало в природе человека превалирует над злым. К сожалению, все та же самоорганизация позволяет временно распространяться и противоположным ("злым", например, расистским) идеям, поскольку и они имеют "представительство" в противоречивых биологических потребностях, хотя и менее значимы.

Историческую эволюцию идеологий можно обозначить как "созревание цивилизации".

8. Созревание цивилизации.

Закономерность изменений состояния и идеологии стран и всего человечества в ходе истории (в сторону разумности!) можно условно назвать "созреванием цивилизации". Это самоорганизующийся процесс, который характеризуется динамикой взаимосвязанных показателей.

Прогресс технологий повышает производительность труда, ведёт к росту экономики, расширению образования, последовательному смещению "главной" потребности от страха и голода к собственности, вере в Бога и идеалы, к самоутверждению, свободе, равенству, любознательности, сопереживанию. Распространение информации (школы, пресса, радио, ТВ), общения, торговли, технологии, богатства, размывает непроходимые грани между классами, устанавливает единые ценности всех людей - отсюда движение к демократии, правам граждан. В то же время инстинкт собственности поддерживает частное предпринимательство. Итог: современное западное общество.

Эти процессы постепенно распространяются на все страны, независимо от исходных идеологий и религий, в силу торговой и информационной экспансии стран-лидеров и своеобразной "моды": потребности подражания передовым. Одновременно нарастают побочные эффекты НТП - чрезмерный рост населения, урбанизация, загрязнение внешней среды и оскудение природы. А так же накопление оружия массового уничтожения.

Кратко перечислю наращивание признаков созревания, по параметрам:

1. Экономика: возрастание ВВП на душу, уменьшение неравенства.

2. Собственность:  индивидуальная - корпоративная - транснациональные корпорации (ТНК) + "разная".

3. Приоритеты экономики: сельское хозяйство - техника - информация - услуги.

4. Власть:  авторитарная - демократическая - традиционная - "социально - ориентированная."

5. Технология, на примере энергетики:  сила животных - вода и ветер- пар -электричество - атом. Общая тенденция: энерго- и материало сбережение, безотходные технологии.

6. Распространение образования:   аристократия - нтеллигенция - богатые - средние классы - весь народ. Соответственно - начальное - среднее - высшее.

7. Информация:   книги - газеты - радио - телевидение - глобальные сети - интернет.

8. Мораль:  от групповой, классовой, идеологической - к общечеловеческой.

9. Труд:  ручной - "машинный" - интеллектуальный.

10. Культура:  национальная (книжная), - массовая - кино, телевидение - "электронная?" - планетарная.

11. Наиболее консервативной оказывается религия: народы ее не меняют, хотя материализм науки закономерно уменьшает значимость Бога в мотивах поведения.

12. Здоровье и демография:  уменьшение смертности - рост населения - контроль рождаемости - остановка прироста населения.

13. Экология:  от местного уровня - к государственному - к планетарному.

Зрелое общество, на примере Западной Европы, выглядит так:

доход на душу - до 15-25 тысяч долл.

Прирост замедляется до 2-5%.

Рынок, гос.собственность 20-40%, неравенство 1:7.

Мораль - гуманизм: компромисс личного и коллективного интересов.

Власть: развитая многопартийная демократия, гражданские права.

Социальные расходы - пенсии, здравоохранение и пр. составляют половину бюджета.

Образование 16-18 лет.

Здоровье - низкая детская смертность, продолжительность жизни за 70 лет.

Промышленность воплощает "высокие технологии".

Экология: приближение к балансу загрязнения и очистки среды.

Попытку выразить в одной цифре цивилизацию, как "качество жизни" всего народа, предприняли специалисты ООН. Для объективной оценки они предложили "Индекс Человеческого Развития" (ИЧР) соединяющей четыре показателя:

1. Реальный доход на душу (в тысячах долл., с учетом покупательной способности доллара в стране).

2. Детскую смертность и продолжительность предстоящей жизни.

3. Грамотность взрослых.

4. Оценка состояния внешней среды.

ИЧР достаточно отражает "степень созревания" общества. ООН каждый год выпускает книгу статистики и комментариев на 174 страны. Их традиционно делят на три группы: "развитые", "развивающиеся" и "менее развитые" (последние постеснялись просто назвать "бедные"!). До распада СССР в статистиках отдельно выделяли "социалистов". Теперь все они попали в группу "развивающихся".

Привожу основные данные для сравнения трёх групп стран на 1999г.

Развитых стран насчитали 45. Их население составляет 28% человечества. Доход на душу 22000 долл. Продолжительность жизни -77 лет. Все грамотные. Природа оценена в 79 условных пунктов.

Вторая группа - развивающиеся страны - их 94. Население - 63% от всей планеты. Доход - 3300 дол. Продолжительность жизни - 67 лет. Грамотных 76%.Природа - на 64 пункта.

Третья группа - 35 бедных стран, 9% человечества. Показатели самые плохие: 1000 долл. дохода, 50 лет жизни, 48% грамотных, природа - 30 пунктов.

Цифры по России - доход 4400 долл., продолжительность жизни - 67 лет, но зато все грамотные (точно - 99%). Оценка природы на 77 пунктов. 71-е место по шкале ИЧР.

По Украине такие же цифры, только доход еще меньше - 2200 долл. и место по шкале 91-е. Важно представить процесс созревания. Экономика: прирост доходов на душу, в среднем за 30 лет - в 1-й группе-2,3% , во второй-3,5%, в третьей-1,4%. Плохо - рост населения. В 1-й группе- 0,5%, во 2-й - 1,7%, а в 3-й - совсем плохо - 3%! Прирост образования закономерен: по 1 году обучения за каждые 5-6 лет. В бедных странах - это 50% грамотных, в развивающихся - подбирается - к 10 классам, в развитых - половина молодежи учится в колледжах и университетах. Эволюция власти - от диктатур - к демократии. К сожалению - часто - только формальной. Процесс созревания неравномерен: периоды подъема сменяются застоем и даже упадком. Но в масштабах человечества прогресс закономерен.

Трудно дать рецепты бедной стране как быстро разбогатеть. Созревание - самоорганизующийся процесс. Однако можно перечислить необходимые факторы быстрого подъёма.

1. Мораль народа: традиции трудолюбия, честности, инициативы экономии. Вера в Бога

2. Исходная безработица и низкая социальная защита. Все это создает повышенную мотивацию труда и уменьшает затраты производства.

3. Необходимый минимум образования: всеобщая грамотность - 5-6 классов.

4.Частная собственность, рынок и хорошие законы для предпринимательства (низкие налоги и зарплаты, защита инвестиций).

5. Сильная власть: лидер, плюс ограниченная демократия. Порядок и стабильность.

Всё перечисленное может способствовать быстрому развитию экономики за счёт привлечения иностранного капитала, эксплуатации дешёвого труда и ставки на передовые технологии. "Полный набор" гражданских прав требует культуры, опыта демократии и приходит позднее, вместе с богатством и образованием.

Так или иначе, с разной скоростью, но созревание идёт во всех странах, и по всем параметрам. Некоторые религия и идеологии тормозят процесс, но остановить не могут.

Примерная динамика созревания цивилизации показана на рисунке 2.


Примерная динамика созревания цивилизации (17 kb)

9. Глобализация

Глобализация это современный этап созревания цивилизации в масштабах человечества. Суть - возрастание международных связей, экономической взаимозависимости стран, распространение новых технологий, единых стандартов жизни, однородной массовой культуры и идеологий. Процесс идет в различных сферах, сам по себе, без плана. Двигателем являются все те же человеческие потребности: лидерство, жадность, подражание, любопытство, только воплощенное в странах, международных организациях, транснациональных корпорациях, а не в лицах.

Как и во всём, в глобализации есть плюсы и минусы. Вот плюсы:

1. Мировая экономическая система, обеспеченная множеством международных соглашений способствует потокам товаров и капитала между странами и таким образов ускоряет созревание бедных.

2. То же самое касается науки и техники: торговля, системы связи, воздушный транспорт, ТНК, патенты, Интернет, распространяют современные технологии по всему миру.

3. Подобные же процессы касаются политики: о приверженности демократии и гражданским правам декларируют все страны. Это не всегда соответствует действительности, но тенденция несомненна.

4. Объединяющей силой является ООН. Она осуществляет и координирует гуманитарную помощь, возглавляет (наряду с Международным Банком Реконструкции и Развития) слежение за всеми сторонами жизни развивающихся и бедных стран. Её Совет Безопасности (и НАТО), останавливают военные конфликты.

5. Страны с однотипной экономикой и идеологией стремятся к более глубокой интеграции Пример - Европейское Содружество.

6. Сильно возросла международная миграция. Учёные ищут условий для науки, спортсмены и артисты - денег и славы, а бедные и безработные - заработка. Наблюдается концентрация интеллектуальных сил со всего мира в наиболее продвинутых странах.

7. Культура и спорт. Идёт распространение по всему миру новостей, поп- музыки, голливудских фильмов, мод одежды, манеры поведения, английского языка, стандартов образования, Интернет. Особенно это касается молодежи. Бурно растёт международный туризм и деловые путешествия.

8. Экология становится частью "морали человечества".

В целом - глобализация способствует распространению гуманизма, равенства, борьбы с бедностью, образования, внимания к экологии.

К сожалению, не всё так благостно, как кажется с первого взгляда. Вот перечень вредных последствий.

Глобализация не остановила, а даже усилила расслоение стран: вперед выходят богатые, энергичные, образованные. Те, которые не сумели включиться в мировые финансы и торговлю обречены на отставание. К числу их относятся все страны СНГ. Увы!

Профессионализм повысился в цене, а безработица среди неквалифицированных рабочих увеличилась. В результате возросло неравенство на рынке труда, порождающее бедность и нестабильность в обществе.

Идёт укрупнение ТНК, некоторые из них по богатству превосходят бюджет средней страны и становятся почти мировыми монополистами.

Более того, глобализация несёт прямые угрозы. Например, финансовый обвал в одной стране может быстро охватить пол мира - как было в 1998-1999 гг. Соответственно - десятки миллионов людей оказываются в бедности, а страны могут потерять политическую стабильность (Индонезия 1997 г.).

Международные торговые и финансовые связи используются преступниками для торговли наркотиками и оружием, служат средством маскировки для политических террористов.

Распространение низкопробной голливудской продукции и поп-музыки вытесняет национальную культуру и даже угрожает самобытности народов. И, одновременно, понижает уровень морали, способствует росту преступности.

Что остаётся? Все-таки, глобализация скорее полезна, чем вредна. А самое главное, - она есть, идет сама собой, и остановить её нельзя. Поэтому к ней нужно приспосабливаться, использовать преимущества, бороться с недостатками. И торопиться с включением в общий поток - жестокая конкуренция в мире осталась.

10. Однополюсный мир.

Вся история человечества выглядит как постоянное соперничество стран и борьба за лидерство (как в стае!). Со времён древности, в разных частях света возникали мощные цивилизации, со своей культурой и лидерством. Они завоёвывали более слабые страны, создавая империи. Однако большие расстояния, плохие транспорт, техника и связь, отсутствие заметного превосходства в технологиях, не позволяли объединить в одну державу даже целый континент. Мир оставался многополюсным. В последние полстолетия на передний край выдвинулись США и СССР - число полюсов сократилось до двух.

Но вот распался Советский Союз, Варшавский Пакт. Россия наследовала ракеты и армию, но без мощной экономики она уже не может притянуть в свою орбиту соседей. Тоталитарный социализм уступил либерализму в экономическом и идеологическом соревновании. Правда, ещё держится "социализм с китайской спецификой", но и он дрейфует в сторону либерализма. Северную Корею и Кубу в расчёт можно не принимать - мировую революцию они не зажгут. Особняком стоит исламский мир, однако, пока он не способен к объединению, чтобы представить собой мощную силу.

Так обозначился единственный полюс мира - США

Сторонники многополюсного мира, из числа самых сильных стран, ущемлённые в своем лидерстве и лишённые шансов занять первое место, лицемерно ссылаются на ограничения в соревновании, что вредит прогрессу. Однако, возражения не основательны. В стае борьба за повышение статуса, как стимул напряжения и тренировки, органически присуща всем особям. Если даже первое место (пока!) не достижимо,то "средним и слабым" выгоден порядок и устойчивость, которые поддерживает вожак. Для современного человечества это значит исключение большой войны. В прошлом ("многополюсном") веке лидерство толкало на завоевание мирового господства немцев, японцев, русских. Мы помним, чем это кончилось.

Реальными конкурентами США в борьбе за первенство являются Европейское содружество, Китай, Япония и Россия. Изучение публикаций позволило мне приблизительно наметить соотношения сил соперников по ряду показателей. Для простоты я выбрал из них три важнейших и выразил вес оппонентов цифрой соотношения с США. Разумеется, данные сугубо приближенные.

Таблица соотношений.
  США Китай Европа Япония Россия
1 2 3 4 5
Экономика (Прирост ВВП, %) 1 (3%) 0,45 (10%) 1(2%) 0,4(3%) 0,1(2%)
Наука и технологии 1 0,1 0,5 0,4 0,3
Мощь вооружения 1 0,1 0,3 0,05 0,3
Сумма трех показателей 3 0,65 1,8 0,85 0,75
Население в миллиардах 0,3 1,2 0,5 0,12 0,15

Примечание: прирост экономики в Китае в предстоящие 20 лет понизится до 4-6%, за счет эффекта созревания. Тем не менее, через 30 - 50 лет он догонит США по ВВП, но отставание в технологиях и качестве вооружения все равно останется: это показатели, которые сами себя ускоряют.

Значимость (в соревновании) каждого фактора неодинакова, но все они взаимосвязаны. Наука и техника нуждаются в образовании, питают экономику и вооружение, получая взамен финансы (США тратят на оборону почти столько, сколько вместе все остальные). Важнейшим элементом лидерства является интеллект страны. Учёные со всего мира съезжаются в лаборатории Америки. Расходы на науку огромны. У американцев почти половина Нобелевских премий по науке, куплено 80% патентов. И много ещё всяких: "первые", "впервые":

В то же время образование, культура и демократия, присущие США, стимулируют в других странах свободу, гражданские права и экологию, поэтому их гегемония не грозит миру возвратом к социализму или фашизму. Даже наоборот - гарантирует от таких вспышек (самоорганизация коварна!) в отдельных странах.

Разумеется, антагонизм между государствами не исчезнет, но он не выйдет за рамки локальных конфликтов (как в стае: дерутся, но не до убийства!). Последняя иллюстрация к сказанному: за десять лет фактической гегемонии США суммарные военные расходы в странах (кроме США) уменьшились почти вдвое: страны успокоились.

Впрочем, лучше я оставлю геополитику, - по моим же воззрениям, - самоорганизация непредсказуема, а разумность стран очень сомнительна. Но в целом, мир вероятностный, поэтому тотальная схватка за место вожака в стае государств сомнительна. По крайней мере, пока.

11. Глобальные проблемы.

Вот динамика главных показателей последнего столетия. Население выросло в 3,7 раза. Экономика - в 40 раз. Образование, считая по проценту грамотных взрослых (очень приближенно!) с 13 до 82%. Продолжительность жизни с 50 до 67 лет. Все колонии получили независимость. Демократия почти повсеместно.

Научно Технический Прогресс ошеломляющий - самолеты, ракеты, космос, спутники, радио, телевидение, атомные станции (правда и атомные бомбы тоже), компьютеры, Интернет, генетика, протезирование функций и пересадка органов, клонирование, биотехнологии, "Зеленая революция"... и так далее, всего не перечислишь.

Полезен и горький опыт истории - две мировые войны, фашизм, социализм, ГУЛАГ и Освенцим.

К сожалению, отрицательные последствия цивилизации тоже прогрессируют. Не случайно три десятилетия назад были сформулированы "глобальные проблемы" человечества ("Римский клуб").

Вот эти проблемы в соотношении с последними тенденциями.

1. Возрастает население. Но есть отрадные признаки: в связи с созреванием цивилизации, темпы прироста замедлилось в сравнении с 60-ми годами почти вдвое. Появилась уверенность, что лет через 50-70 произойдет стабилизация населения планеты на уровне 10-12 миллиардов. Это много, но еще переносимо для природы.

2. Ускоряется рост мировой экономики: в средних странах - 5 - 7%, в бедных - 3 - 6 %. Наоборот, в богатых странах прирост ВВП ограничился 2%. По мере созревания замедление ожидает весь мир - и это хорошо (называется - "сбалансированный рост"). Плюсы от ускорения - рост образования, торможение прироста населения, минусы - возрастание вредных воздействий на внешнюю среду.

Но все же к средине 21-го века суммарный Валовой Продукт возрастет в 3-4 раза. Хватит ли ресурсов на такое производство? Уже никто не сомневается - хватит. Энерго- и материалоёмкость единицы ВВП уменьшится вдвое, и прогресс идёт. Пока разведка ископаемых обгоняет рост потребностей промышленности.

3. Да, природная среда ухудшается. Уменьшается площадь лесов, количество пресной воды, вымирают биологические виды, загрязняются океаны, расширяются пустыни, сокращаются пахотные земли, возрастают "озоновые дыры", повышается температура атмосферы, учащаются природные катастрофы. Всё вместе ограничивает ресурсы пищи и вредит здоровью. К сожалению, динамика этих процессов пока положительная.

Будут ли они фатальными для биологии планеты? Нет, не будут. НТП обещает сокращение отходов производства и улучшение их утилизации. Не до идеального уровня, но достаточного для безопасности. Есть надежда, что вредоносное воздействие техники на природу возрастёт не в 4 раза (как ВВП), а, может быть, в два. При этом повысится экологическая культура, расширятся "зоны сохранной природы", какие сегодня представляют Европа, Северная Америка, Япония. Рост агротехники и биотехнологии компенсируют сокращение посевных площадей и обеспечат население пищей, хотя и не всех в равной мере. Не будет и смертельной угрозы для жизни людей. Здоровье больше зависит от культуры, богатства и медицины, чем от загрязненности среды. Созревание цивилизации всё это даст, хотя без потерь в самых бедных странах не обойтись. В частности это касается распространения СПИДа.

4. Опасность тотальной ядерной войны, кажется, миновала, но стабильности мира угрожают межэтнические, религиозные и идеологические конфликты. Они разделяют страны, ведут к террору, к возникновению агрессивных режимов, распространению и накоплению атомного и химического оружия в соперничающих "средних" странах. Наркотики тоже стали фактором угрозы благополучию человечества. Надежда на однополюсный мир - проще принимать решения, когда есть авторитетный арбитр. К тому же владеющий "большой дубинкой": проще принимать решения.

Оценка в целом - баланс отрицательных и положительных тенденций ещё не достигнут, но надежда появилась. Самое обидное, что наука, техника и мировая экономика уже сейчас способны во всём мире зарегулировать рождаемость, всех обеспечить пищей, энергией и материалами, обезвредить отходы, сбалансировать природу. Мешают все те же биологические качества человека: лидерство, эгоизм, алчность. И, - неразумность. Но это не безнадежно, созревание касается и накопления разума тоже.

По крайней мере, мониторинг среды уже налажен. Природа достаточно устойчива и обвальная катастрофа в планетарном масштабе невозможна. Разговоры о необратимости деградации всех биологических систем после достижения некоторого уровня загрязненности - пустые. Популяции растений и животных в регионах существуют автономно, приспособляемость их велика и пока солнце светит, одновременно на всей планете, они погибнуть не могут. Наконец, можно надеяться, когда угроза достигнет опасной черты, меры приняты будут. Страх подтолкнёт разум. Особенно когда оружие, Разум, - уже есть.

Однако, приходится признать, что люди не превратятся в ангелов. Поэтому в мире останутся и жадность, и бедность, и голод, и жестокость. Разве что не возрастут их масштабы.

12. Будущее.

Перед тем как делать прогнозы - полезно оглянуться на начало уходящего века. В США, Франции, Англии уже были отработанные механизмы демократии и капитализма. Мировая общественность надеялась на спокойную жизнь и чудеса техники, автомобили, самолеты, телефон: Дальше возникло то, чего не ждали (самоорганизация!) - мировая война, революции, социализм, фашизм. Потом обрушился шквал разрушительной техники - ракеты, атомная бомба, космос, всё на фоне противостояния Запада и СССР. За полвека успехи экономики и созидающих наук резко уменьшили смертность, увеличили производство товаров, но и количество отходов. К опасности атомной войны добавились "глобальные проблемы". Радио, телевидение, химия, транспорт, жилища - коснулись всех граждан, а компьютеры, по крайней мере, многих. Глобализация!

Можно ли было все это предвидеть? Разумеется, фантасты писали, но ведь они еще массу всякого вздора придумывали, кто им верил?

Вот и я, не буду рисовать картины будущего века, признание самоорганизации охлаждает фантазии. Разумеется, наука сделает новые открытия, но "бытовые" возможности человечества будут отягчены грузом - 10-12 миллиардами жителей (с 30% стариков), устаревающей техникой, медленным ростом доходов, ухудшением природы. Поэтому на быстрое изменение жизни людей в планетарном масштабе рассчитывать не приходится. Правда, созревание продолжится, бедные страны перейдут в средние, а средние подтянутся к богатым.

Люди в массе своей, не переменятся. Надежды улучшить генофонд 10 миллиародов - беспочвенны. Может быть генетическая диагностика зародышей позволит отбраковывать дефективных детей, но когда ещё будет результат? Равно, как лекарства смогут понизить пики вредного поведения патологических личностей, но тоже - как охватить наблюдением всех жителей планеты? Поэтому страсти и пороки останутся.

Однако, для нескольких прорывов уже есть задел.. Главным, наверное, будут: распространение Интернет. Глобальная сеть изменит многое: образование, труд, бизнес, общение, СМИ, ликвидирует железные занавесы, распространит идеи зрелого общества, даст для демократии обратные связи.

Второй пункт - генетика и биотехнологии. Это - пища, медицина, сохранение биологических видов.

Третий - Искусственный Интеллект - сфера оптимального управления, а потом и творчество.

Главная задача для интеллекта - рассчитывать и регулировать самоорганизацию в сфере идеологий и отношений государств, чтобы не повторить катаклизмы века двадцатого. Созревание, глобализация и однополюсный мир смягчают опасности, но не исключают их полностью. Трудно примирить противоречие между необходимостью жесткого управления людьми для выживания человечества с принципами свободы личности и демократии.

Что касается идеологий, то есть их координат в меняющемся мире, то в принципе они доступны науке социологии, вооруженной техникой мониторинга психики граждан и средствами воздействия через СМИ. Только реализация трудна - огромные масштабы и самоорганизация мешают. Но человечество движется в сторону Разума. Содержание понятия "зрелое общество" будет меняться вместе с технологиями, но возврата к дикости уже не будет.

Впрочем, общие принципы отношений между людьми заложены религиями ещё в позапрошлом тысячелетии, а может быть даже в этике стаи. Имя им - компромиссы для достижения устойчивости и прогресса. Меняется только содержание.

Одно скажу - будущего бояться не нужно.



Январь, 2001 г.
Николай Амосов. Мое мировоззрение.
Back Size=1.2 k Начало Next Size=1.2 Продолжение